Обложка статьи нужна ли Figma дизайнеру

Figma не нужна графическим дизайнерам, Самозванцы и Нейросети

Содержание (развернуть)
Несмотря на кликбейтное название статьи, тема выбора правильных инструментов дизайнеру очень актуальна. Думаю, что многие в штыки воспримут такой заголовок статьи, ведь Figma — очень удобный и современный инструмент, который позволяет создавать качественный дизайн, но правильнее было бы говорить не о качестве и удобстве, а о том, для каких дизайнеров она создана и в каких проектах применима. В этой статье разберёмся с тем, для чего на самом деле создана Figma, разберём её преимущества, недостатки и нужна ли она графическому дизайнеру на самом деле или будет только тормозить его развитие.

Figma или Photoshop и Illustrator

Figma — достаточно молодой редактор, который быстро завоевал большую аудиторию пользователей, работающих с графикой. Фигма используют и веб-разработчики, и дизайнеры, и маркетологи, и SMM-щики, и блогеры… Проще было бы говорить о тех профессиях, в которых Figma не используют.

Но давайте сначала разберёмся с тем, для кого на самом деле создана Figma.

Для кого создана Figma?

Начнём с очевидного описания из Википедии:

Figma — онлайн-сервис для разработки интерфейсов и прототипирования с возможностью организации совместной работы в режиме реального времени. Сервис доступен по подписке, предусмотрен бесплатный тарифный план для одного пользователя. Имеются небраузерные десктоп-версии для Windows и macOS.

Удивительно, но описание достаточно точно определяет целевую аудиторию и описывает сервис. Во-первых, это действительно сервис, а не графический редактор. Во-вторых, он действительно создан для разработки интерфейсов и прототипов. Отсюда все вытекающие инструменты Фигмы — они созданы для конструирования макетов, а не работы с графикой. Обратимся к способам применения, которые предлагают сами разработчики на своём сайте:

Фото: Возможности Figma

Как видно из гугл перевода способов применения, фигма используется для создания проводного крема. UI/UX дизайн, прототипирование, создание диаграмм, онлайн досок, совместного мозгового штурма, концептов, презентаций — задачи, которые можно удобно и эффективно выполнять в Фигме.

Очевидный вывод, что про графический дизайн, макеты речи не идёт. На самом сайте Фигмы часто встречается слово «дизайн», но речь идёт про дизайн интерфейсов, прототипов, логики и т.д..

Хотя этот инструмент создан для определённых задач, его используют и многие, кто нуждается в мультимедиа сопровождении своего контента. Блогеры, SMM, продавцы с OZONA и прочие… Даже графические дизайнеры…

Предлагаю сразу и перейти к причинам, почему для работы с графикой используют чаще Фигму, а не Фотошоп или Иллюстратор.

Преимущества перед Photoshop/Illustrator

Такая популярность Фигмы среди людей, создающих контент и графический дизайн, обусловлена несколькими уникальными преимуществами перед графическими редакторами.

Во-первых, Фигма бесплатна. Это очень серьёзное преимущество перед теми же Фотошоп и Иллюстратор. Подписка за несколько тысяч рублей в месяц — не дорого, но далеко не все, кто работает с контентом, отобьют даже такие небольшие затраты, если купят подписку на Adobe. Здесь многим проще воспользоваться бесплатной (почти) фигмой, которая позволяет закрыть базовые нужды большинства пользователей.

Во-вторых, Фигма доступна онлайн и почти на любом устройстве. Windows, iOS, айпад, даже есть приложение для android, хотя оно только для просмотра проектов. У Фигмы есть устанавливаемая на устройства версия, но по функционалу она почти не опережает онлайн версию, что очень и очень удобно. Здесь же парой идёт еще одно преимущество.

Фигма портативна. Создавая проект в Фигме, он сразу хранится в облаке. Вы можете открыть сайт Фигмы в любом браузере, любого устройства и поработать с ним. Проекты хранятся в облаке и их не нужно загружать в личное облако, или носить с собой на флешке. Нужно только войти в свой аккаунт на новом устройстве и все проекты доступны для работы.

Фигма поддерживает совместную работу. Это очень крутая и качественная функция. В Фигме можно одновременно работать целым табором сотрудников над общим проектом. Редактировать его, оставлять комментарии, следить за чьей-то работой — это очень полезная функция.

Фигма хорошо оптимизирована под свои задачи. Хотя фигма имеет достаточно скромный функционал для работы с визуальной составляющей проектов, она также и очень быстрая и удобная. Для работы в Фигме не нужно производительное устройство, стандартные проекты запустятся даже на микроволновой печи.

Следующее весомое преимущество — простой интерфейс и легкий порог входа в использование сервиса. Фигма достаточно проста, если речь идёт про простые макеты в графическом дизайне. У неё есть несколько основных инструментов: курсор, текст, фигура, линии (перо) и в общем-то и всё. Не нужно быть одарённым, чтобы быстро разобраться в этом. Несколько минут в сервисе и каждый сможет добавить текст на картинку, или собрать простой коллаж из фото, а большинству этого достаточно. Фигма позволяет делать простые баннеры, посты в социальные сети, презентации, верстать какую-то простую полиграфию, но она является, скорее, конструктором, который позволяет собрать макет из готовых элементов, а создать в ней что-то сложнее комбинации простых фигур с тенью и обводкой — практически невозможно. У неё попросту нет никакого функционала для создания любых графических эффектов, что упрощает работу и снимает ответственность с пользователя. Этими преимуществами Фигма и завоевала свою большую аудиторию.

Таких преимуществ нет у того же пакета Adobe (кстати, Figma теперь тоже принадлежит Adobe). У Фотошопа и Иллюстратора нет удобного функционала для совместной работы. Хотя Adobe и презентовала функцию, которая позволяет делиться проектом для совместной работы, но доступна функция только в beta-версии фотошопа и работает, судя по видео, как периодическое обновление слоёв, без анимации изменений в реальном времени. А сейчас доступна только функция для отправки проекта в облако, с возможностью там оставлять комментарии.

Фото: Поделиться в Photoshop

Сравнивая с пакетом Adobe, Фигма — достаточно дружелюбный сервис для новичка, но имеет очень ограниченный функционал. Тот же Фотошоп имеет бесконечное количество кнопок, вкладок, инструментов, фильтров, функций, которые ещё и комбинируются между собой. Фотошоп позволяет создавать нечто из ничего, в то время как Фигма, скорее, объединяет элементы в общее. Здесь и становится ясна причина, по которой Фигма в графическом дизайне — плохой тон.

Фото: Небольшой набор инструментов Photoshop (картинка создана полностью в Фотошопе)

Недостатки для графического дизайна

Фигма удобна, портативна, быстро работает, позволяет делиться и редактировать проект с коллегами или самим заказчиком, но имеет очень ограниченный функционал.

Я всегда стремлюсь к минимализму, ведь само слово «лишнее» подразумевает необходимость от этого лишнего избавиться, но не всегда минимализм хорош/востребован. Можно делать макеты из базовых фигур, текста и угловатых картинок, но это утилитарные задачи. Дизайн — это всеобъемлющая гармония всех элементов, где каждый элемент на своём месте. Собирая средний/сложный макет как конструктор — о гармонии речи не идёт. Почти невозможно найти гармоничные материалы для насыщенного элементами проекта. Где-то не подходит свет, тени, есть изъяны на фото, контраст, насыщенность, перспектива и прочее… Здесь и нужен Фотошоп.

В графическом дизайне постоянно есть нужда в доработке «исходников». Где-то подправить дефекты, приукрасить, изменить, нарисовать с нуля — стандартные задачи. Нужно ли говорить, что Фигма не умеет этого от слова совсем?

Фигма позволяет быстро создавать простые макеты, делиться ими и… И всё. В Фигме не отредактировать фото, не вырезать качественно объект, не создать мокап, Фигма не умеет «рисовать» — и это только базовые потребности. Да, их можно исключать, избегать, заменять, но здесь же страдает качество, креатив, простор для возможностей.

Фото: Набор инструментов Figma

По своей сути Figma — конструктор (если речь про графический дизайн), конструктор — это всегда грубо и небольшой простор для творчества. Фигма не имеет инструментов для работы с растровой графикой (пикселями). Если считать, что дизайн должен быть гармоничным, то в Фигме просто нет для этого инструментов. Если считать, что дизайн должен привлекать взгляд клиентов, то Фигма с таким скудным набором возможностей просто не позволит выделиться среди бесконечно одинаковых дизайнов.

Нужна ли дизайнеру Figma?

Так нужна ли Figma дизайнеру? Если вы веб-дизайнер, UI/UX-дизайнер — ответ да. Если вы графический дизайнер, то Figma может быть хорошим инструментом в дополнение ко множеству других, но точно не основным. Если вы графический дизайнер и большую часть проектов делаете в фигме, то стоит задуматься о своей востребованности и перспективах, о том, можете ли вы вообще называться дизайнером, если освоили только простейший инструмент…

Совсем недавно (в том числе из-за коронавируса) был пик востребованности IT-специалистов, рассвет фриланса, удалёнки… В этот промежуток времени появилось много «специалистов», освоивших один бесплатный курс на ютубе и провозгласивших себя профессионалами. Из-за специфики фриланса всем настоящим профессионалам пришлось конкурировать с такими самозванцами за внимание клиентов, а позже ещё и доказывать свою компетенцию перед клиентами, которые обожглись о таких самозванцев.

Figma — выбор самозванца

Большинство свежеиспечённых «дизайнеров», с которыми я пересекался, — активные пользователи Figma. Точнее, они пользовались только фигмой. Это логично, ведь её просто освоить, можно сделать «сложный» макет в стиле минимализм или просто макет без эффектов, она бесплатная, ограничивает фантазию рамками пары доступных инструментов, упрощая перебор доступных стилей и решений. Это привлекает новичков, но такой инструмент не позволит преодолеть планку новичка.

Фигма — отличный инструмент для людей, создающих контент: блогеров, SMM-щиков и т. д.. Но в контексте графического дизайна это слишком грубый инструмент. Фигма не позволит развиваться, не позволит красиво презентовать работы с помощью мокапов, она зачастую требует предварительной обработки исходников (в том же фотошопе), она ограничивает творческие возможности.

Я часто сталкиваюсь с тем, что даже в простых проектах требуется использование нескольких инструментов и сервисов. Делаю билборд в Иллюстраторе — нужно удалить лого с формы работника, делаю векторный дизайн упаковки — нужно сделать визуализацию на мокапе. Одним инструментом просто не обойтись. Даже в разработке сайтов часто требуется удалить лого, водяной знак, лишний элемент, убрать дефекты с фото. Фигма всего этого не позволяет.

Просто представьте ситуацию, когда у вас протёк кран на кухне. Нужно просто подтянуть одну гайку — и готово. Простая задача, но у вас нет нужного ключа, и вы вызываете сантехника. Описываете ситуацию. К вам приезжает человек с разводным ключом, подтягивает гайку и… ничего не происходит. Дело было не в затяжке гайки, а в том, что она прогнила или сантехник сорвал резьбу. Что дальше? У него с собой один ключ и навыков на решение только той проблемы, которую вы ему описали. Другое дело, когда к вам приезжает компетентный профессионал, который априори приезжает с целым ящиком инструмента, набором стандартных соединений, парой шлангов, заглушек, рулоном гидроизоляции/уплотнителя. И даже если происходит что-то неожиданно типичное, то для него не составит труда это починить. Вам не придётся сидеть без воды и ждать, пока привезут запчасти и инструмент, а может и ждать нового специалиста. Хороший специалист должен уметь решать сопутствующие задачи. Представьте дизайнера, который не сможет убрать торчащую нитку с одежды модели, делая какой-то дизайн в Figma… Я вижу ситуацию с возможностями таких дизайнеров так:

Фото: Профессионализм графического дизайнера Photoshop и Figma

Избегая, отказываясь от Фотошопа, «графические дизайнеры» попросту отказываются от важнейших инструментов и возможностей в угоду простоты и лентяйства. Разделяя уровни профессии на джунов, мидлов, сеньёров, тимлидов, арт-директоров — развитие идёт к универсальности, разнообразности скиллов и навыков, а не к глубокому изучению одного инструмента. Изучая только фигму, вы можете стать лучшим забивальщиком гвоздей на свете, но такой специалист никому не нужен на руководящей должности на серьёзной стройке, ведь кроме гвоздя вам и доверить-то нечего… Но если вас устраивает перспектива оставаться «чернорабочим» дизайнером, то Figma в качестве основного инструмента — ваш путь.

Нейросети и актуальность Figma в графическом дизайне сегодня

Предыдущая часть, возможно, и не лишена моей предвзятости к Figma, но сейчас ещё более конструктивно поговорим о перспективах сервиса и текущем положении дел в графическом дизайне.

Сегодня каждый второй заказчик в качестве референса присылает сгенерированное им самим изображение от нейросети. Иногда сама задача — отредактировать сгенерированное изображение. Думаю, эта тенденция будет только развиваться. А это прямо намекает на то, что придётся много работать со сгенерированным контентом, чего Фигма совсем не умеет. Изучая и развиваясь сегодня в Figma как инструменте для графического дизайна, стоит очень хорошо подумать о своих дальнейших перспективах. Уже сейчас нейросети научились делать реалистичные картинки, писать на них текст, собирать коллажи, делать презентации… Список слишком уж похож на список возможностей Фигмы. Несмотря на изначально другие задачи, с каждым днём Фигма будет только терять свою актуальность для работы с графикой.

Почему стоит осваивать Photoshop, а не Figma в 2025 году

Сейчас я хочу попытаться переубедить людей, которые хотят изучать Figma для работы с графикой, а также подтолкнуть тех, кто сейчас её использует в этих целях, переходить на Photoshop.

Однозначно, сравнивая эти два инструмента, Фигма выглядит более дружелюбной и доступной. Простой интерфейс, производительность, кроссплатформенность и простота во всём — весомые причины начать путь в графику с Фигмы. Однако, это путь в никуда. Действительно, можно достичь базовых навыков графического дизайна, используя только Фигму, но далее много рисков, что прогресс остановится. Далее, так или иначе придётся изучать другие инструменты, но переходить от уютного и знакомого редактора в сложный, перегруженный — не каждому под силу. В целом, это причина, по которой выбирают Фигму, так как в контексте графики у неё почти нет никаких преимуществ перед Фотошопом и Иллюстратором, особенно в их связке. Но перейдём к более практичным причинам выбрать Фотошоп для изучения.

Помимо актуальности, ограниченного функционала, развития нейросетей и прочего, Фотошоп позволяет вывести ваши работы на совершенно другой уровень относительно проектов из Фигмы, речь идёт о мокапах.

Фото: Финальный макет и мокап

На примере выше можно хорошо проиллюстрировать ситуацию с мокапами. Первое важное применение мокапа — передать идею, визуализировать её. Посмотрите на макет слева: именно так он выглядит в редакторе — просто раскиданные по холсту элементы. Но если перенести этот макет на мокап, становится понятна задумка. Иногда это крайне важно, если дизайн на плоском холсте сложно представить на реальном носителе.

Помимо визуализации на «реальном» примере, мокап отлично повышает презентабельность вашей работы. Делая логотип (особенно какой-нибудь одноцветный), часто получается слишком простой макет, который даже неловко показывать, так как может сложиться впечатление, что он был создан за 5 минут, что это не результат долгого пути, который привёл к этому простому и лучшему решению.

Такая же ситуация с дипломами, визитками, флаерами, вывесками. Зачастую макеты слишком просты и не выглядят законченными, но стоит перенести их на мокап — и всё встаёт на свои места.

Фото: Диплом на мокапе

Мокапы в фотошоп — позволят выйти на новый уровень в графическом дизайне, повысят вашу компетентность, экспертность в глазах заказчика. Такая визуализация обязательна для большинства проектов и рано или поздно каждому графическому дизайнеру понадобиться навык создания и работы с мокапами. Так почему бы не начать сразу осваивать инструмент, который рано или поздно придётся изучать?

Фотошоп не дружелюбный. У него слишком много функций и перегруженный интерфейс, но это можно принять как преимущество. Разобравшись в интерфейсе и функциях фотошопа, перейти в другой редактор, а тем более в любое ПО из пакета Adebe — не составит труда. Освоив фотошоп — вы сразу будете знать 50% функционала иллюстратора. Будете знать как работают инструменты в Figma. Перейти от фотошопа к чему угодно — будет очень просто. Вы учитесь не просто пользоваться фотошопом, но и разбираться в сложных интерфейсах, функциях и бесконечных возможностях работы с изображениями.

Итоги

В контексте графического дизайна, Figma имеет место быть только в качестве дополнительного инструмента-помощника. Легкий доступ к сервису с любого устройства, возможность удобной совместной работы над проектом — уникальные функции Фигмы, которые, однозначно, стоит использовать. Однако, всё, что не преимущество — её недостаток.

Фигма не имеет функционала для работы с растровой графикой, только небольшой набор инструментов для работы с векторной. Эта особенность и определяет её применение в графическом дизайне. Можно собрать простой логотип, баннер, афишу, презентацию, но не более. Фигма отлично подходит для создания интерфейсов, но в графическом дизайне не позволяет выделяться своим проектам.

Фигму часто использую новички, выбравшие легкий путь. Отсюда такое количество самозванцев, владеющих только фигмой. Если вы планируете развиваться в графическом дизайне, то стоит сразу начинать с фотошопа, рано или поздно вы всё равно к нему придёте, так вы сэкономите время.

Фигма отлично подходит для создателей контента (блоги, социальные сети, сайты), которым нужен сопроводительный медиа-файл для поста. Таким людям нет нужды посвящать себя изучению таких излишне сложных инструментов как фотошоп, вероятно такой навык даже не даст им преимуществ.

Сейчас (в 2025 году) уже отлично прослеживается тенденция повсеместного использования нейросетей (нет, они нас не заменят — я даже написал статью об этом). Множество сгенерированного контента требует навыков работы с ним, а с такой задачей справляется только фотошоп.

Он же позволяет выделяться среди множества медиа-контента, ведь его возможности ограничены только фантазией автора. Сложно создать что-то уникальное и выделяющееся, если вам доступны только пару инструментов, как в Figma. Photoshop позволяет создавать визуализации дизайна (мокапы), которые помогают презентовать проект заказчику и выглядеть компетентнее в его глазах. Не говоря о том, что применений фотошопу бесчисленное множество даже в быту.

Если вы графический дизайнер, отдайте приоритет изучению фотошопа. Это тяжелый инструмент, сложный в изучении, но стоит каждой потраченной на него минуты. Главное не прекращать обучение, освоив базовые функции фотошопа.

Совсем скоро я сам начну публиковать подробные материалы для самообучения фотошопу и не только. Посмотреть их можно здесь. Там же на странице уже готов список программ для которых я готовлю обучалки.

Господа, выбирайте правильные инструменты для работы!

(И подписывайтесь на телеграм — скоро открытие и полезный контент!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *