![Обложка статьи как выбрать периферию для дизайнера, выбор монитора](https://sdesigner.ru/wp-content/uploads/2024/12/oblozhka-monitory-1.jpg)
Монитор для дизайна, планшет, как выбрать периферию?
Совсем недавно, в очередной раз, столкнулся с необходимостью выбирать монитор. Снова, даже имея опыт, столкнулся со сложностями. Нужно сказать, что я люблю разобраться в устройствах, которые я хочу приобрести, и про мониторы, также, много чего успел вычитать перед покупками.
В этой статье постараюсь доходчиво и на реальных примерах рассказать как стоит выбирать монитор и почему это одновременно сложно и просто.
Скажу сразу: готового ответа и решения не существует. Само наличие разных моделей на рынке говорит о спросе на разные мониторы. Готового ответа нет, также как и на споры о выборе смартфона на iOS или андроид, BMW или мерседес. Однако можно отсеять большинство мониторов по нескольким параметрам.
Определяем необходимые параметры
Очевидно, но монитор нужно выбирать под конкретную задачу. Обычно мы выбираем монитор под определённый бюджет и нужно понимать, что чем ниже цена — тем меньше задач способен закрывать монитор. Как и в любом устройстве, универсальность стоит дорого и всегда является компромиссом между несколькими параметрами.
Я бы отметил несколько основных параметров монитора, которые играют роль при выборе, а все остальные — второстепенны и опциональны. После знакомства с параметрами начнём выбирать мониторы под конкретные задачи.
Для детального понимания устройства можно прочитать мою статью, в которой детально описаны многие параметры, о которых буду говорить здесь.
Разрешение, диагональ и PPI (плотность пикселей, он же DPI)
Разрешение — основной параметр монитора. Разрешение — это количество точек/лампочек/пикселей монитора. Чем больше этих пикселей — тем более четким будет всё, что вы видите на мониторе, и тем больше читаемых деталей и информации он сможет одновременно в себя вмещать. Разрешение указывается количеством точек по ширине монитора на количество точек (пикселей) по высоте монитора. Например, 1920х1080 — это разрешение называют Full HD, 1280х720 — HD, 2560х1440 — 2К, 3840×2160 — 4К мониторы.
Разрешение стоит рассматривать только в совокупности с диагональю экрана. Такая совокупность определяется параметром PPI, он же DPI (плотность пикселей монитора на дюйм = количество точек на дюйм). Подробнее о разнице можно прочитать в моей статье, но для нас сейчас разницы нет. Чем больше этот параметр — тем лучше, но об этом позже.
Мониторы бывают разных диагоналей и разного разрешения, PPI помогает понять как будет выглядеть изображение на мониторе, зная его диагональ и разрешение.
Например, монитор может быть размером с автомобиль, а иметь разрешение ниже, чем экран ваших смарт-часов. Такой пример — экраны на сценах:
Фото: Мониторы сцены на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Очень удобное решение. Сразу понятно какого разрешения изображение нужно для каждого экрана сцены и понятно, что основной монитор сцены имеет 800 точек в высоту и этот параметр примерно как у старого дешевого ноутбука или древнего офисного монитора, а размер пикселя (лампочки) у него размером со спичечную головку. Однако из-за того, что экран находится далеко и визуально он для вас размером со смартфон на вытянутой руке, то вы даже не заметите это низкое разрешение. Однако, в нашем случае монитор будет прямо перед вами и PPI должен быть значительно выше, иначе мы сможем разглядеть эти точки на экране.
Фото: RGB светодиоды пикселя монитора.
У моего Full HD (1920х1080) монитора на 24 дюйма PPI = 91, что, на мой взгляд, является нижней границей, и брать мониторы меньшего PPI не стоит. У основного рабочего монитора 2К (2560х1440) монитора на 27 дюймов PPI = 108. Разница всего 17 пикселей на дюйм, но визуально разница огромна! 2К монитор на 27 — оптимально, не стоит брать 2к монитор на 32 дюйма, работать будет менее комфортно.
Вот теперь самое интересное. Мой макбук на 13.3 дюйма имеет разрешение 2560×1600 пикселей и PPI = 227. Картинка — потрясающе четкая и работать за ним одно удовольствие. Но еще интереснее, это смартфоны. У моего zenfone 10 диагональ 5,9 дюймов, разрешение 2400×1080, а PPI = 446! Это совершенно обычный параметр для современных смартфонов и картинка на нём максимально детальная и четкая.
Вспоминаем Full HD монитор на 91 PPI и смартфона на 446 PPI . На самом деле рабочему монитору достаточно 108 PPI+ для комфортной работы, 150 PPI — уже отличный показатель, но об этом позже.
Рассчитать PPI можно с помощью онлайн-калькуляторов, например, таким.
Цветопередача, цветовой охват, битность, 8 bit, 10 bit, FRC.
Самые интересные, для нас дизайнеров, параметры. Здесь всё понятно, чем лучше цветопередача, тем больше и точнее передаёт цвета монитор, но вот точнее относительно чего? Запомните этот вопрос, позже он заставит перевернуть всё ваше представление о мониторах для дизайна.
Думаю не нужно объяснять, что чем больше цветов может отображать монитор, тем лучше. Количество цветов, которые может отображать монитор, измеряются битами (bit). Обычно, это 6, 8, 10 бит. 6 бит могут отобразить 65 536 оттенков, 8 бит могут отобразить 16.78 миллионов оттенков, 10 бит 1.07 миллиарда оттенков.
6 бит — однозначно, устаревшее значение, нам, дизайнерам, не подходит и вообще сейчас никому не подходит. 8 бит — уже лучше и можно использовать. 10 бит — замечательно, но настоящие 10 бит — дорого. А также есть нюанс про 10 бит, но о нём позже.
И вот тут врывается технология FRC. Часто можно встретить в параметрах монитора «Глубина цвета:8bit+frc». FRC — это технология, которая заставляет пиксель мерцать 2мя цветами с определенной частотой, и этот пиксель человеческим глазом воспринимается как новый 3й цвет, который обычный 8 битный монитор отобразить не может. Таким образом 8 битная матрица монитора превращается в подобие 10 битной. Действительно, картинка таких мониторов выглядит заметно сочнее.
Далее всё это обесценивается цветовым охватом и калибровкой монитора. Мы имеем монитор, который может показывать один миллиард оттенков. Миллиард оттенков красного. А может миллиард оттенков серого синего? Вот тут всплывает важный момент. Какие это миллиард оттенков? Наши глаза могут воспринимать значительно больше цветов, чем может показать любой самый навороченный монитор. Но нам важно, чтобы монитор умел отображать оттенки всех основных цветов и тут в игру вступает параметр «цветовой охват».
Цветовой охват, это та часть цветов, которые может отобразить монитор, из всего спектра цветов, которые способен воспринимать человеческий глаз. Чем выше цветовой охват — тем лучше, но есть разные требования к цветовому охвату и отсюда появились разные цветовые пространства: Adobe RGB, sRGB, NTSC и пр..
Если такую палитру наложить на видимый спектр цветов, то получим такие картинки:
Фото: цветовой охват разных цветовых пространств. Изображение с сайта www.nix.ru
На изображении видно как разные палитры мониторов перекрывают видимую часть спектра. И если такой «треугольник» цветов монитора вмещает в себя всю палитру и еще немного, то мы видим охват в виде 100%+. Если монитор отображает значительно больше цветов, чем есть в палитре, но не захватывает её всю, то он не сможет получить параметр 100%. Например на фото ниже мой пунктирный треугольник отображает невероятное количество оттенков, но большенство из них зеленые и в этом нет никакого смысла, ведь он плохо отображает синие, желтые и оранжевые цвета, а значит картинка будет не сбалансированная по цветам.
Фото: соответствие цветовому пространству
Поэтому важно смотреть не только на биты, количество оттенков, но и на цветовую палитру.
Чаще всего мы видим в параметрах палитры NTSC или sRGB. Для NTSC цветовой охват в 72%+ — хороший параметр. Для параметра sRGB нужно искать мониторы 100%+ (100% sRGB ~ 72% NTSC). Даже DNS заботливо пишет, что для графики подходят мониторы с 100%+ sRGB
Фото: DNS о цветовом охвате
Так что, всё что выше NTSC 72% и sRGB 100%+, нам подходит.
Но еще есть куча параметров вроде яркости, точности цветопередачи, отклонений и прочего. Об этом я скажу позже, т.к. станет понятно, что это уже не так важно.
Матрицы. TN, IPS, VA, OLED.
TN — сразу не подходит, очень плохая цветопередача, такие мониторы стоят дешево, что может стать причиной покупки НЕ ДИЗАЙНЕРОМ.
OLED — все очень круто, но! У такой матрицы могут выгорать пиксели, если изображение на экране статичное. Тут сразу хочется передать привет панели управления внизу экрана, статичному интерфейсу фотошопа, иллюстратора, фигмы… Такие программы могут быть открыты часами и большая часть экрана вообще не будет меняться, что намекает на недолговечность. У OLED средние показатели яркости, что может стать проблемой при работе в солнечных регионах, а еще она очень дорого стоит. Большой монитор на OLED — это ОЧЕНЬ дорого. А выгоревшие пиксели сами по себе — не приятное зрелище, а в дизайне — просто исключено. Например, в моём макбуке OLED, глянцевый, но благо антибликовое покрытие, действительно, работает и яркости с трудом хватает на солнце. Но сам ноутбук для «подстраховки» и путешествий. Но, если бюджет позволяет и солнце не светит прямо в монитор, то берите OLED.
Далее переходим ко второму варианту для дизайна, а именно к VA матрицам. У них нормальные углы обзора, хорошая контрастность, нормальная цветовая передача до 100% sRGB, но 100% sRGB — это практически предел цветопередачи таких матриц. Можно брать на старте. Встречаются пересветы (неравномерная подсветка экрана).
IPS матрицы — мой фаворит. Приемлемая цена, не такая большая как у OLED, хорошая цветопередача, хорошие углы обзора, хорошая яркость. Не такая контрастная как VA и OLED. Пересветы — обычное дело, но не критичные. Главный плюс, это очень большой выбор таких мониторов на любой вкус, и полная универсальность для любых задач.
Переходим к выбору
Итак, у нас есть основной список параметров на который я бы стал обращать внимание. Диагональ, разрешение, PPI, тип матрицы, цветопередача (глубина и цветовой охват). Ниже я выделил нужные параметры на примере моего монитора, которым я пользуюсь уже несколько лет и брал за ~36к₽, сейчас монитор с такими параметрами мне попадались даже за 20к₽, но вот насколько эти параметры реальные — большой вопрос.
Фото: DNS о цветовом охвате
Скажу сразу, что мой монитор далёк от идеала и я буду его менять, но он без проблем позволяет заниматься графикой.
Выбираем конкретный монитор, смотрим параметры
Итак, заходим в магазин, ставим обязательные фильтры: 2560х1440+ разрешение, 8бит+FRC+, ppi 100+ и начинаем выбирать.
Я не затронул много параметров, которые опциональны или второстепенны, сейчас пробежимся по всем.
Изогнутый монитор — сразу нет. Графика подразумевает выравнивание и сильные искажения картинки в зависимости от положения головы — дизайнерам не подходит.
Соотношение сторон 16:9 — оптимально, можно 21:9, это широкие мониторы, которые позволяют комфортно работать в 2х окнах на 1 экране, можно брать. 16:10 — редкость, но так же удобно и можно брать.
Покрытие экрана — глянец/матовый. Матовое покрытие сильно подрезает контраст монитора, однако сильно комфортнее, в освещенных яркими источниками света, помещениях. Матовое покрытие не бликует, но на глянце картинка сочнее, тут каждый выбирает сам, но позже объясню почему для меня лучше матовое покрытие.
HDR — просто забудьте. Не будете пользоваться, а в дизайне под запретом из-за непонятных настроек. Есть — хорошо, нет — ничего страшного. Лучше не включать на мониторе при работе с графикой.
Яркость/контрастность — такая маркетинговая штука, параметры, обычно, не настоящие, но чем больше — тем лучше. 350 и 1000:1 — стандартно и достаточно, при таких параметрах яркость у меня стоит всегда на 80% иначе монитор выжигает глаза яркостью. Параметры вторичны.
Углы обзора — это не телевизор в другом углу комнаты, даже минимальные — подойдут, делать дизайн выглядывая из-за угла — зачем? Сядь напротив. Не смотрим на этот параметр. Но больше — лучше.
Частота обновления и отклик — это для геймеров. Дизайнерам без разницы. У нас нет динамичных сцен…
Размеры пикселей, количество цветов — бесполезные цифры, которые дублируют более важные параметры.
Глубина цвета — 8бит+FRC, либо 10бит. Ни в коем случае не 6.
PPI, тут чем больше тем лучше, но 100 — хорошо, 150 — выше крыши, а дальше по бюджету.
Цветовой охват sRGB 100%+, либо NTSC 72%+, это обязательно.
Матрицы берем IPS, если хватает денег OLED, можно VA, но для начала.
HDMI DisplayPort. Вот тут ВАЖНО! Монитор точно имеет подходящие разъемы под свои характеристики, однако, если покупаете другой кабель, то он должен ПОДДЕРЖИВАТЬ параметры монитора. Некоторые кабели не способны передавать 4К разрешение, или частоты выше 95Гц. Во всех современных мониторах есть нужные порты.
Кратко о совокупности параметров
Если мы ставим фильтры на 2560х1440, 100ppi+, 8bit+, IPS/OLED, то уже почти на 100% получаем нормальный для графики монитор. Можно проверить по цветовому охвату sRGB и NTSC, и брать. Параметры могут быть только «на бумаге», так что брать низ рынка и ноунейм бренды — не стоит. Параметры типа откликов, контрастности, HDR — идут опционально нормальными для таких мониторов.
Нам важна цветопередача, матрица и физический размер монитора и пикселей, всё остальное — вторично, либо маркетинг.
По размерам оптимально 1920х1080 при 24 дюймах, 2К при 27 дюймах, 4к при 29-32 дюймах, не надо брать монитор, который не поместится в комнате и в котором вы сможете рассмотреть «лампочки».
Выбор монитора для макбуков
Отдельное удовольствие искать монитор под макбуки. Макбуки имеют соотношение сторон 16:10 и разрешения вроде 2560 x 1600. Поскольку производитель устройства, ПО и операционной системы один — они могут это всё качественно настроить друг под друга. Картинка на макбуках отменная. НО! При попытке подключить к макбуку обычный монитор с соотношением сторон 16:9 и 2560 на 1440 точек картинка становится отвратной. Дело в том, что на макбуке каждая точка интерфейса занимает четко 1 пиксель экрана, а вот на мониторе, у которого другое кличество точек, эти пиксели начинают задевать и закрашивать соседние (т.к. просто не помещаются в новый размер) и это ОЧЕНЬ заметно. Картинка становится заметно хуже, не такой четкой. Это как сравнивать картинку по четкости на экране смартфона и офисном мониторе.
На винде такой проблемы нет. Изначально она не подстраивает интерфейс «в пиксель» и изначально работала с десятками разных мониторов и в неё заложена возможность, что монитор может быть любым.
На рынке мониторов с соотношением сторон 16:10 почти нет. Если есть, то невменяемо дорогие, либо с плохими характеристиками. Отсюда сложности выбора монитора для макбука. Ели собираетесь брать монитор под макбук — попробуйте подключить к нему монитор друга и посмотреть устроит ли вас такая картинка.
Но всё это бесполезно и неважно
А теперь забудьте всё, чему вас учили в школе всё что мы сейчас обсуждали. Помните вопрос про точную цветопередачу и относительно чего она точная? И почему это перевернёт весь смысл статьи?
Вы могли заметить, что я не написал ничего про калибровку экрана.
Фото: калибровка монитора
А всё дело в том, что монитор калибруется под принтер! Под конкретное печатающее устройство. Конкретное. Это делается для того, чтобы видеть на мониторе точно такие же цвета, какие будут на печатном изделии.
Кто-то скажет, что монитор должен быть откалиброван под эталонные цвета и бла-бла-бла. Но! Почти все дизайны направлены на широкую аудиторию, которая (ВНИМАНИЕ) пользуется телефонами. Разными. Дешевыми мониторами, которые и 80% sRGB не отображают. И что увидит пользователь в вашем дизайне на своём старом квадратном кинескопе? Или на бюджетном офисном мониторе? На телевизоре, который он использует вместо монитора? Он увидит откалиброванные 100% NTSC? Ваши миллиард+ цветов?
Конечно, калибровка вашего монитора позволит держать диапазон отклонений цвета у пользователей возле конкретного цвета, но пользователь с обычным монитором не сможет увидеть те сочетания цветов, которые вы закладываете в макет. Даже несмотря на то, что у него может быть такой же цветовой охват, но его монитор будет раскалиброван и цвета будут всё равно другие. Калибровка позволяет только держать диапазон несоответствия цветов ближе к оригинальному, ну и хвастаться макетами перед такими же дизайнерами с откалиброванными мониторами.
Немного лучше дела с экранами смартфонов. Даже дешевые смартфоны имеет приемлемый цветовой охват, но думаете там отличная калибровка с завода? В настройках большинства смартфонов есть 3-4 режима экрана, где картинка кардинально отличается и о «эталонных» цветах речи не идёт.
Дело в том, что все ваши дизайны, будут смотреть с плохих экранов и это не просто нюанс, это может стать фатальной ошибкой дизайнера. Вы, как дизайнеры, должны знать как будет выглядеть дизайн У ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, а не у вас. Если вы делаете на своём крутом мониторе, крутой радужный макет с переливами невероятных цветов, то пользователь же увидит какую-то цветную кляксу из странных цветов. Или же вообще не заметит, что цвета отличаются.
А если я скажу, что макеты в печать, которые делаются в палитре CMYK, имеют такой цветовой охват:
Фото: цветовой охват палитры CMYK
Что мы видим? А то, что CMYK не содержит в себе ОЧЕНЬ много цветов того 100% sRGB, который для нас минимум. Да, можно сказать и что sRGB не закрывает все цвета CMYK, но он содержит значительно больше оттенков.
И получается, что макеты в печать можно делать на любом мониторе? Да. Но всё же нет.
Основной параметр выбора монитора
Основной параметр для выбора монитора — пользователи. Вы должны понимать как будет видеть дизайн конечный потребитель. У всех разные устройства есть и откровенно ужасные и такие, которые превосходят мониторы любого дизайнера, но всем не угодить. Нужно выбирать самую большую группу пользователей и делать упор на их устройства.
У меня 2 монитора и макбук, и это не спроста. Дешевый монитор Full HD позволяет мне быстро просматривать мои макеты на «типичном» мониторе целевой аудитории. Рабочий монитор 2К — позволяет видеть макеты глазами значительно меньшей части целевой аудитории, но позволяет комфортно работать и приблизиться к следующей группе. Дорогой монитор с хорошим охватом — позволит видеть глазами настолько незначительной части аудитории, что почти не имеет смысла такой монитор иметь.
Из опыта могу сказать, что важно просматривать макет на разных экранах. Бывает, что красивый макет на основном мониторе, выглядит просто ужасно на дешевом и приходится вносить правки. Бывает и наоборот, какие-то цветовые артефакты не видны на дешевом мониторе и выглядят как один цвет, а на более дорогом видно, что появился посторонний цветовой шум.
И что делать? Сложный вопрос. Если у целевой аудитории разнообразные устройства, то можно делать как я.
Фото: цветовой охват макбука
Я проверяю свои макеты на нескольких устройствах. На дешевом и хорошем мониторе, смартфоне и макбуке. Если ни на одном из устройств нет артефактов — макет отправляется заказчику. Если визуальные артефакты появляются хотя бы на 1м устройстве, то я вношу правки.
Макбук (как показано на картинке выше) обещает цветовой охват DCI-P3, это 99.8% охвата sRGB, но на 25% больше дополнительных оттенков (еще раз о том, что все параметры сами по себе ничего не значат и выбирать нужно их совокупность). На макбуке отличная картинка сравнимая с очень дорогим монитором, +глянец, OLED и я с этими устройствами могу видеть макет глазами преобладающего большинства целевой аудитории.
Пара слов про графический планшет
Решив заниматься дизайном, я сразу купил себе графический планшет. Мне казалось, что вещь не заменимая, но фактически я им почти не пользуюсь. В основном я им дорисовываю волосы, когда удаляю фон за человеком, в остальных задачах мне проще пользоваться мышкой.
Планшет нужен художникам. В обычных макетах для web или печати — нет нужды в нём. Он достаточно удобен, быстро привыкаешь к работе с ним, но особых преимуществ перед мышкой в графическом дизайне он не даёт. Ещё им, действительно, удобно делать ретушь (но тут скорее речь про фотографию).
Если есть желание купить его, то я бы советовал сначала где-то попробовать им попользоваться, или купить недорогой Б/У, чтобы понять нужен ли он конкретно тебе. Знаю не одного человека, у которых он просто пылиться как и у меня.
Итоги
На мой взгляд, только наличие нескольких устройств позволяет делать качественные (с точки зрения цветов) макеты, а не наличие откалиброванного дорогущего монитора с цветовым охватом за пределами человеческого зрения.
Иметь мониторы всех ценовых категорий, типов матриц и глянцевых/матовых покрытий — не реально. Нужно ориентироваться на устройства целевой аудитории.
Сейчас, в общей массе, популярны матовые IPS мониторы Full HD разрешения с ~92%+ sRGB охвата. Стоит иметь похожее устройство, чтобы открыть на нём финальную версию макета.
Если вы выбираете только 1 устройство, я бы советовал взять хороший «среднячок» с 100%+ sRGB IPS и 2К. Если бюджет позволяет взять дорогой, хороший монитор, стоит рассмотреть вариант покупки сразу 2х мониторов, бюджетного и хорошего среднячка, что закроет большую часть аудитории.
В теории, дизайнить можно и на дешевом, простом мониторе, проверяя макеты на смартфоне.
Калибровка монитора не решает проблем отображения цвета у пользователей, но позволяет держать отклонения вокруг «эталонного» цвета. А сама калибровка, действительно, имеет смысл только под конкретное печатающее устройство.
Добавить комментарий